Каталог статей
Главная страница Строительство и ремонтРегулирование деятельности негосударственных экспертов
С начала девяностых годов, в стране произошли колоссальные изменения, которые коснулись буквально всех сфер жизни общества и страны в целом. Эти изменения затронули и судебную сферу, а особенно, сам судебный процесс. Появился даже такой термин, как «состязательность судебного процесса». На практике, такая состязательность начала набирать вес, в результате чего, каждая из сторон, участвующих в судебном разбирательстве стала использовать все возможные варианты защиты своих интересов законным образом.
А это, в первую очередь, использование всех возможных аргументов и доказательной базы, которые помогли бы решить дело в свою пользу. Естественно, одним из доказательных аргументов стало проведение различного рода экспертиз, которые, по своей природе, являются самыми эффективными доказательными инструментами. Единственным тормозом для внедрения этих нововведений стал статус экспертизы, которая повсеместно была только государственной вотчиной. Поэтому, такой эффективный инструмент был очень неповоротливым.
31.05.2011 года вышел закон, который открыл новые возможности для появления негосударственной экспертизы. Теперь, стало возможным привлечение экспертов, которые могли не быть представителями государства, при решении самых различных проблем в самых различных областях хозяйственной и бытовой деятельности. Этот закон получил название «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». После его появления, стали создаваться новые экспертные центры и компании. Привлечение грамотных экспертов перестало быть проблемным вопросом, и оно стало значительно проще. Пропала необходимость проводить целые месяцы, в ожидании своей очереди на проведение экспертизы. Пропали очереди и для досудебных исследований.
Правда, в самом начале этого эксперимента возникла некоторая хаотичность в деятельности организации методического и правового обеспечения работы негосударственных экспертов. Работали все, честно говоря, кто и как может. Причиной являлось то, что экспертная деятельность, как деятельность нелицензируемая, требовала от экспертов только наличия особых знаний в исследуемых вопросах. В законе не были обозначены уровни познания, которыми должен обладать, в обязательном порядке, эксперт. Получалась ситуация просто анекдотическая. Для того чтобы оценить компетентность эксперта, следует заказать у него экспертизу, которую необходимо оплатить.
Только после всего этого можно выяснить уровень его компетентности. Причем, следует еще дождаться очереди к эксперту, компетенция которого никем и ничем не подтверждена. Далее, полученное экспертное заключение суд принимает, как доказательную базу, сам не имея возможности определить качество такого экспертного заключения. Суд оказывается в подвешенном состоянии. С одной стороны, он не может обойтись без проведения экспертизы. С другой стороны, он не совсем уверен в уровне компетенции эксперта, по результатам работы которого он будет выносить свой вердикт.
Если сравнивать этот порядок вещей с порядком, существующим в лицензируемых областях деятельности, то становится понятной вся ущербность такой ситуации. Если открылось частное медицинское учреждения, транспортная компания, то есть кому определять компетентность водителей или врачей, а при проведении экспертизы, такого органа не существует. Такое положение вещей существовало длительное время. Оно было на руку специалистам и экспертным компаниям, которые работали по просроченным документам или вовсе без оных. Грамотные и добросовестные представители экспертного сообщества проходили курсы повышения квалификации, стажировались в солидных государственных экспертных организациях, но не имели с этого никаких преимуществ перед компаниями-конкурентами, не отличающимися особыми познаниями в своих областях. С недавнего времени, такая ситуация в корне изменилась.
Огромным шагом, в решении данной проблемы, стали попытки государства привести экспертную деятельность к какому-либо общему знаменателю, проводить единую государственную политику в области экспертной деятельности. С 2008 года стали появляться такие авторитетные экспертные и судебно-экспертные организации, как: госучреждение «Российский федеральный центр судебной экспертизы», при Министерстве юстиции Российской Федерации, и Федеральное госучреждение «Российский центр судебно-медицинской экспертизы». Министерством здравоохранения и социального развития была учреждена «Палата судебных экспертов».
Палата судебных экспертов объединила все организации, компании и учреждения, которые работали в области судебной экспертизы, судебных или досудебных экспертных исследований. В это партнерство вошли и судебные эксперты-участники процессуального действия. Палата судебных экспертов стала работать на основе принципов саморегулируемой организации, которые подразумевают самостоятельную и инициативную деятельность всех участников определенного профессионального направления деятельности. Палатой судебных экспертов были разработаны стандарты и правила судебно-экспертной деятельности, совместно с организацией контроля за соблюдением разработанных стандартов и правил проведения судебной экспертизы.
Адрес источника:
http://ekspert-pro.ru
Добавлена: 07-07-2013
Срок действия: неограниченная
Голосов: 0
Просмотров: 2221
Оцените статью!